Страницы многовекового пути Касимова, — 
словно богатый разноцветный ковер,
в рисунок которого вплетались отголоски исторической жизни самых разных народов.

из книги И.Грачевой "Касимов-город: былины и предания"

  

Касимовский диалект
татарского языка

 

Четыре говора касимовского диалекта татарского языка

 

Данная статья написана совместно с Евгением Бухаровым, большим энтузиастом, увлеченным историей касимовского края, православным татарином из Москвы. Рекомендую его сайт, посвященный вопросам развития православия среди татар (ссылка ниже). Иногда мы забываем, что есть и крещеные татары, а также и православные татары, не желающие себя называть крещеными, и что у них своя неповторимая культура...

Там же можно увидеть отрывки из упомянутой выше книги кандидата филологических наук Ирины Грачёвой:

С разрешения Евгеняя Евгеневича (именно так) я буду пользоваться некоторыми фрагментами его материалов. Ранее публиковавшийся материал "Бастановский говор" (с изменениями) вынесена в отдельную статью. >>См. здесь.

 

В ходе обсуждения вопросов, связанных с происхождением этнических татар региона Касимова-Кадома-Шацка-Темникова, выявился, конечно, факт, что татары здесь жили еще задолго до возникновения Касимовского ханства в середине XV века. Дело не в самоназваниях народа, но до прихода знатных татар вместе с Касимом (прямых потомков гвардии Батыя), татары Мещерского юрта (темниковские татары и мижгары) занимали, иногда совместно с мокшей, территории будущего ханства. Да и выходцы из Орды в конце XIV и в начале XV веков основывали некие государственные образования на территориях, не подчиненных русским князьям. Возьмем, например, известный факт, когда «Бихан князь Сара-Клычский по власти Золотой орды владел многими окрестьинскими городами и другими жилищами татарскими и мордовскими...». Он в около 1388 г. «переселился за реку Мокша, где ныне село Кангуш и там построил себе жилище обведя оное земляным валом...» /это рядом с местом, где ныне стоит Саровский монастырь/. Источник: сайт К.Серебринитского из Самары:

От князя Бихана ведут родословные знатные фамилии Акчуриных, Булушевых, Енгалычевых, Еникеевых, Ефаевых, Ишеевых, Кугушевых, Кудашевых, Кулунчаковых, Тенишевых.

Да и основание Касимовского ханства, при всех исторических неувязках, явно произошло не на пустом месте, были причины требовать у Василия Темного именно Мещерский Юрт, где уже сложилась (среди других факторов) и тюркская языковая среда. Постепенно в Касимовское ханство приезжали и оставались по разным причинам ногайцы, крымские, казанские и, возможно, астраханские и сибирские татары. Соответственно и преображался язык местных татар. К тому времени более многочисленные мишары (мижгары) так же обособлялись и осваивали новые территории (особенно после завоевания Казани), хотя их язык с более простой фонетикой, но более строгой морфологией веками влиял и влияет на развитие общетатарского языка, который к сожалению, так и не сложился окончательно.

Говоры же касимовского диалекта, по мнению Е.Е.Бухарова, можно разделить на собственно касимовские (по аймакам), цненские и говоры крещеных татар. Рассмотрим их поподробнее вместе с Евгением.

Перечислим сёла («салалар») по диалектам.

1. Ак аймак («дюрт сала», aq aйmaq) :

  • Царицыно (Бием сала);

  • Табаево (Татарбай);

  • Болотце (Яубаш);

  • Подлипки (Шырын);

  • Тебеньково.

2. Кара аймак («ядяшляр», Qara aйmaq) :

  • Собакино (Субак);

  • Алькечиво (Алекич);

  • Поляны (Пулянка);

  • Кушниково (Куснек);

  • Черечеево (Чуриче);

  • Джегурманово (Аджурман);

  • Дубники (Дебеняк);

  • Кадышево (Чуманай);

  • Танкачево (Тянкяз);

  • Четаево (Чутай);

  • Казаково (Казак);

  • Мачково (Мяскяу`);

  • Мунтово (Мынты);

  • Шегашаново (Шакшан);

  • Ахматово (Карлар);

  • Шилино (Тюбян сала, Тюбян авыл, Шильня);

  • Высокое (Югары сала, Югары авыл).

3. Кара зыбыннар («черные зипуны», «укъяр татарлар», qara zыbыnnar, uq'yar):

  • Толстиково (Тустик);

  • Колумбердеево (Кулбердеево, Ташлык);

  • Баишево (Байыш);

  • Сафоново (Сахун).

4. Посадские татары живут в самом Касимове.

5. Кадомские (цненские) татары.

а) носители бастановского говора:

  • Теньсюпино;

  • Большой Студенец;

  • Малый Студенец;

  • Бастаново.

б) носители азеевского говора (Әҗе татарлары):

  • Азеево;

  • Татарщино (Тенишево);

  • Тарханы (Тархань);

  • Караулово (?).

в) носители темниковского говора:

  • Верки (Берке, Бирке);

  • Чернышево;

  • Торопово;

  • Иванково;

  • Молочная Гора;

  • Караулово (?).

5. Обрусевшие крещенные татары вместе с русскими живут как в самом Касимове, так и во многих населенных пунктах среди которых:

  • Алькисево;

  • Темгенево;

  • Беркеево (Веркеево, Берке);

  • Алишево (А`леш);

  • Кучуково (Кечек);

  • Поповка;

  • Ерахтур;

  • Халымово (Халым);

  • Барамыково (Барамык);

  • Кулчуково (Кылчык);

  • Кебеньково (Кибянак, Ибяна);

  • Коверское (Курски);

  • Сеитово;

  • Ананьино (Экса);

  • Рудаково (Рудаков);

  • Алешино (Ишеева Гора);

  • Богданово;

  • Атенино;

  • Старое Мансурово;

  • Новое Мансурово;

  • Кожбуктино;

  • Камалово;

  • Ташенка;

  • Огородниково (Бардаково — в районе станции Перевлес) — здесь особая подгруппа крещеных татар (бардаковские татары).

По мнению Е.Бухарова, «кара зыбыннар» отличаются от говоров «аймаков» некоторой жесткостью. Например, вместо звука  «з» может звучать «дз». Наличие «дзь» и «ц», конечно — признак близости языка к нынешним нижегородским говорам...

Исследования языка «аймаков» возможно проводились раньше, но открытых источников, в том числе Интернет-ресурсов, нам пока найти не удалось. Хотелось бы, чтобы исконные носители этих говоров зашли, наконец, на наш сайт:). Но до деревень «Всемирная Паутина» пока не дотягивает свои «щупальца»...

Как было сказано выше, ранее публиковавшийся материал "Бастановский говор" (с изменениями) вынесена в отдельную статью:

 

  

Viewing    
is guaranteed    
only with    
browser IE5.5    
or later version.   
Text only russian   .