... Что еще осталось мне?
Усталое, дерзкое сердце; беспокойная воля;
крылья негодные, чтобы летать; разбитый позвоночный столб...

Ф.Ницше. "Так говорил Заратустра"

  

Последние
касимовские владетели

 

Хан Арслан-Алеевич
(1614 - 1626 или 1627)

До 1614 г. касимовский "трон" пустовал. По окончании Смутного времени настал черед "сибирской династии". Действительно, Арслан (Араслан, Алп-Арслан, Росланей), царь Касимовский был сыном сибирского царя Алия (Алея), внуком небезызвестного Кучума...

Но еще в 1582 г. Ермак, заняв город Кашлык — столицу Ибирь-Сибири — пленил племянника Кучума — царевича Магметкула. Сначала тот жил пленником в Москве, но последним пристанищем для него стал Касимов1.

А наш досточтимый Арслан, возможно, был взят в плен в августе 1598 г. (по другим данным — годом или двумя позже) в сражении между Кучумом и русскими во главе с воеводой Андреем Воейковым на реке Оби, доставлен в Москву и вскоре поселен в Касимове на царском жалованьи. В Смутное время участвовал в военных действиях против поляков и самозванцев (в Ярославле и Вологде). После завершения Смуты и воцарения Михаила Федоровича Романова Арслан назначается царем касимовским ("процарствовал" он на Оке до самой смерти — то ли до 1626-ого, то ли до 1627 года), изредка приезжает в Москву, где ему оказывается почетный прием у царя и патриарха; участвует в придворных церемониях и приемах иностранных послов... Хотя именно он, кстати сказать, долго воевал против Москвы вместе с отцом.

Как сообщает В.Похлебкин (см. лит.[[1]], с.159-160), после смерти Кучума (был убит в Ногайских степях вскоре после 1598 г.), номинальный хан Али (сын Кучума и отец Арслана) долго (в течение 1598-1604 гг.) кочевал по незаселенным территориям Западной Сибири, но был схвачен в 1604 г. и окончил жизнь в русском остроге в 1618 г. (а сын всё это время жил в Касимове).

...Во время "правления" Арслана-Алеевича не прекращались жалобы местного населения на "обиды" со стороны Арслана. И в 1621 г. произошло, казалось бы, одно незначительное решение Москвы: власть касимовского царя Грамотою о порядке судопроизводства и взимании пошлин в Касимове была "введена в границы" и поставлена под контроль посольского приказа и касимовского воеводы. Но это, по сути, было началом конца своеобразной истории Касимовского царства в центре московского государства. 

Арслан считал себя подданным царя Михаила Федоровича, обращаясь к царю он именовал себя холопом.

 

Царевич Сеид-Бурхан
(Василий Арсланович)
(1627-1679)

После смерти отца, сибирского царевича Арслана Алеевича, Касимов наследовал около 1627 г. его малолетний сын Сеид-Бурхан при регентстве матери Фатимы-Султан-Сеитовны.

Характерно, что Сеид-Бурхан носил уже не титул "царя касимовского", а лишь "царевича". Его Москва держала под строгим надзором. В 1661 г. царь Алексей Михайлович послал наказ воеводе И.П.Литвинову "беречь и разведывать того, чтобы к касимовскому царевичу и к людям его из которых басурманских государств или от Ногайских людей и от Черемисы о каких делах присылки али совета ... не было, и не скрали бы его никто".

Как-то к берегу городка причалили корабли, на которых плыли немецкие послы, Сеид-Бурхан не посмел даже пригласить их в свой дворец, извиняясь, что это "вызвало бы неудовольствие воеводы". Но, стремясь все-таки исполнить обычаи гостеприимства, он прислал на берег подарки: двух овец, бочонок пива, меду, кислого молока, сливок, масла и прочие припасы. Причем слуги благоговейно сообщили, что масло собственноручно сбила для гостей ханша Фатима-Сеитовна.

Впоследствии (около 1655 г.) царевич Сеид-Бурхан крестился под именем Василия Арслановича, но, в отличие от Саин-Булата, был оставлен владельцем Касимова. Крестившись, а затем и породнившись3 с русской знатью, Василий получил более доверия у царского двора, а вместе с тем более самостоятельности. По крайней мере, теперь ему не возбранялось принимать у себя чужеземных гостей4.

Василий Арсланович умер в Касимове в 1679 г. Из шестерых сыновей Василия только четверо пережили отца, но они не могли возглавить ханство, т.к. изначально являлись христианами (правом престолонаследия обладали только мусульмане).

В действительности в XVII в. власть касимовских владетелей была уже иллюзорной. Значительно ослабла к концу XVII в. угроза со стороны Крымского ханства. В этой связи предпринимаются усилия по христианизации населения ханства, как татар мусульман, так и еще поклонявшимся своим языческим богам мордвы. Усиливается власть воеводы, который назначался из Москвы. Он наблюдал за деятельностью хана, доносил в Москву о любых своих подозрениях, особенно о контактах с мусульманами за рубежом. Воевода контролировал сбор налогов и пошлин, часто вмешивался в дела внутреннего управления. Как и отец, Сеид-Бурхан считал себя верноподданным Царя, "правил" ханством 52 года, из них 24 года христианином.

 

Фатима-Султан-
Бинем-Сеитовна
(1679-1681)

После Сеид-Бурхана русское правительство признало владетельною царицею престарелую мать этого хана, Фатиму-султан, которая была ещё жива в 1681 году.

Известно предание о некоторых подробностях жизни этой женщины, видимо, они касаются середины XVII века.  Фатима-Сеитовна, желая повеличаться, разъезжала по городу в богатой, раззолоченной колымаге, запряженной "черными людишками". Но однажды несколько человек, которым пришла очередь впрягаться в хомуты, взбунтовались, наотрез отказавшись стать ханскими "лошадьми". Ханша побранила их: "Экие вы аляны!" (т.е. ленивые, упрямые). Но с тех пор на людях она не ездила. По преданию, от этих "алян" произошел купеческий род Алянчиковых...

Когда Фатима-султан скончалась в 1681 г. по городу поползли слухи, будто ханша была задушена ночью собственными придворными, прознавшими якобы о ее намерении тайно принять православие.

Как уже было сказано, последние касимовские ханы были уже сильно ограничены в своей власти и русское правительство постепенно принимало меры к уничтожению этого ханства. Преуспел в этом Петр I. При последней царице Фатиме-султан Касимов присоединен к ведомству приказа казанского дворца, а после ее смерти стал управляться на общем основании. Петр I причислил его к дворцовым волостям, а татар касимовских приписал к воронежским корабельным верфям. В 1708 году, при разделении России на 8 губерний, Касимов отнесен был к Казанской губернии, в 1719 году — к Шацкой провинции Азовской губернии, в 1778 году сделан уездным городом рязанского наместничества, в 1796 году — уездным городом Рязанской губернии. /Источник: Шишкин, "История города Касимова" (Касимов, 1889 г.)/

 

 

Литература.

[[ 1 ]]. В.В.Похлебкин "Татары и Русь: 360 лет отношений Руси с татарскими государствами (1238-1598 гг., от битвы на р. Сить до покорения Сибири). Справочник. — М.: Международные отношения, 2000 — 192 с.

 

 

Viewing    
is guaranteed    
only with    
browser IE5.5    
or later version.   
Text only russian   .