Coelum, non animum mutant, qui trans mare currunt.
/ Плывущие за море меняют небо, но не душу /

Латинское выражение

  

Касимовские
цари  и  царевичи

 

Удивительное явление российской истории — Касимовское ханство — существовало с 1446 г. по 1681 г., т.е. более 230 лет, причем большую часть на фактической территории России. Тем примечательнее его история.

 

Во главе Касимовского царства стоял хан ("царь") или султан ("царевич"). Он мог быть только мусульманином. Татарское население ханства исповедовало ислам. С населения ханства в ханскую казну поступали налоги (дани и оброки). Их сбор осуществляли специальные чиновники (даруги). Контролировал доходы и расходы ханства вельможа, имевший должность казначея. Касимовские татары несли военную службу в составе российских войск. Во главе со своими ханами они активно участвовали практически во всех крупных войнах, которые вело Московское государство и в конце XV в. и в XVI-XVII вв. Касимовские ханы всегда зависели от объединяющегося и крепнущего Русского государства, не все из них были значительными фигурами, однако некоторым удавалось умело лавировать между интересами крупных сопредельных государств Восточной Европы средних веков, пользуясь особым стратегическим положением и политическим местом удельного царства — Касимовского ханства.

Касимовские ханы приносили Московскому государю присягу на верность (шерсть). Делами касимовского ханства в Москве ведал Посольский приказ, что также свидетельствовало об особом статусе ханства, наличии некоторых признаков отдельного государства. На самом деле касимовские ханы оставались в полной зависимости от московских Великих Князей. Москва была заинтересована в возведении на казанский трон лояльного по отношению к ней хана. Существование Касимовского ханства во главе с правителями-мусульманами показывала всем сопредельным странам, что Московское государство вполне лояльно относится к иноверцам. Это укрепляло позиции сторонников Москвы, прежде всего в татарских ханствах Крыма, Казани, Астрахани, Сибири.

...в период XV-XVI вв. Касимовское ханство в своем историческом развитии прошло путь от удела, созданного в Русском государстве по инициативе первого казанского хана Улу-Мухаммеда, напоминая россиянам о позоре суздальского поражения 1445 г., — до государства, являвшегося «династическим противовесом» Казани, своеобразным «питомником ханов» для казанского престола. Во второй половине XVI в. оно являлось дипломатическим козырем во внешней политике России в отношении исламских стран. Тем не менее, в течение всего указанного периода Касимовское ханство оставалось островком государственности татарского народа (хотя и имевшим своеобразный — вассальный характер); исламским государством в пределах православной России...

Всего на касимовском троне побывало 14 правителей. Все татарские правители Касимова были чингизидами, то есть прямыми потомками Чингисхана и его старшего сына Джучи, поскольку именно на территории его улуса возникла Золотая Орда. Иногда после смерти или отставки хана московское правительство не сразу успевало назначить в Касимов его преемника, тогда в городе на Оке возникало своего рода "междуцарствие". Примеры: 1610-14 гг. и, по мнению некоторых источников: 1532-1537 гг.


 

Касимовские цари и царевичи

Источник: Рязанская энциклопедия(в 2-х томах). г.Рязань.: Пресса, 1999, стр. 471-475.

 

1. Касим-хан [1446 (1447)-1467 (1469)], первый хан казанской династии.

 

2. Якуб-хан (Ягуб) (1469/?/-1471).

 

3. Данияр (1471-1486), последний хан казанской династии.

 

4. Hyp-Давлет (?-1491), первый хан крымской династии.

 

5. Сатылган (Салтаган, ?-1508)

 

6. Джанай (?-1512), последний хан крымской династии.

 

7. Шейх-Аулияр (1512-?) (по данным М.Худякова, он умер в 1516 г.), первый хан астраханской (?) династии.

 

8. Шах-Али (1516-1519, 1532-1540, 1543-?, 1546-1567).

 

9. Джан-Али (1519-1532).

 

10. Саин-Булат (1570-1573), последний хан астраханской династии.

 

11. Мустафа-Али (1573-1600), первый хан сибирской династии.

 

12. Ураз-Мухаммед Онданович (1600-1610).

 

13. Арслан-Алеевич (1614-1626).

 

14. Сеид-Бурхан (Василий Арсланович) (1627-1679).

 

15. Фатима-Султан-Бинем-Сеитовна (1679-1681) — номинальная правительница.

 
 

Начиная с 70-х годов XVI века началась христианизация касимовских царевичей (в 1573 г. принял крещение Сеин-Булат и был наречен Семионом (о котором написано больше, чем о других ханах, например, тут); около 1683 г. — Сеид-Бурхан под именем Василия, его мать — Фатима-султан — была последней правительницей в Касимовском ханстве.

Касимовское войско  участвовало во многих походах и оборонительных сражениях русских войск. Кроме того, татары привлекались русским правительством в качестве переводчиков и дипломатических представителей вплоть до XVIII века.

Ханам и султанам шли доходы с ясачного населения со своих владений.

 

 

Viewing    
is guaranteed    
only with    
browser IE5.5    
or later version.   
Text only russian   .